Экскурсии и мероприятия

ГРОМИЛ ВРАГА НА ЗАПАДЕ И ВОСТОКЕ

В годы войны нашему земляку Якову Тимофеевичу Лысенко (на снимке) довелось сражаться не только с немецкими фашистскими, но и японскими самураями.
…Из Красной Армии, после срочной службы, Яков демобилизовался весной 1941-го. А уже в июле вновь был призван в ряды действующей армии. Довелось испытать всю горечь поражений, отступлений… Но вот, наконец, враг был остановлен. Я.Т. Лысенко зачислили в отдельный 67-й гвардейский минометный полк шофером на грозную установку М-8, хорошо известную под названием «катюша». Самые первые орудия выглядели так: на автомобиле «студебеккер» устанавливались рельсы, на них закреплялось 16 снарядов, каждый длиной до двух метров толщиной в один обхват рук. Ими и громил наш земляк и его товарищи врагов на Северном Кавказе, Украине, Белоруссии. А потом гнали фашистов через Польшу, Пруссию в их логово.
«Катюши» были сверхсекретным оружием, поэтому командование издало приказ об их уничтожении в случае попадания в окружение. В полку, где воевал Яков, таких установок было три. Поначалу они вступали в бой лишь в крайнем случае, когда силы врага намного превосходили наши. Вот тогда «катюши» быстро выезжали из замаскированных укрытий, давали по залпу в указанном направлении, смешивая все с землей. А если стреляли термитными снарядами, то каждый миномет одним залпом сжигал живую силу и технику фашистов на площади в 30 га. Засечь «катюши» или обстрелять фашисты не успевали, а потому очень злились и страшно боялись их.
И еще один способ уничтожения фашистов придумали гвардейцы. Тщательно маскировали свои «катюши» около понтонных переправ через реку или у моста. Несколько минут хватало Я.Т. Лысенко и его боевым друзьям, чтобы нанести врагу ощутимый урон и скрыться в неизвестном направлении. До того насолили фашистам, что они, чтобы обнаружить «катюши», над районом военных действий закрепили оснащенный приборами самолет – разведчик «Фокке-Вульф», прозванный нашими бойцами «немецкой рамой». Но недолго летала она, эта рама. Через недельку, когда чуть стемнело, наши минометчики зажгли костер. Поднялись клубы дыма. Самолет снизился, чтобы рассмотреть или сфотографировать незнакомый предмет. Тут его и накрыл крупнокалиберный пулемет. Семь трупов обнаружили бойцы в упавшем самолете, а вместе с ними и сухой паек – не дали поужинать немцам наши солдаты…
Закончил Яков Тимофеевич войну с гитлеровцами в Кенигсберге (ныне Калининград). Но на этом фронтовая биография его не закончилась. Подремонтировали минометчики свои «катюши», погрузили на платформы и отправились уничтожать японских самураев. В одном из упорных боев на Дальнем Востоке Лысенко был контужен, после госпиталя демобилизован.
За боевые заслуги Яков Тимофеевич получил 11 благодарностей от командования, одна из них лично от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина «…за прорыв японской эшелонированной обороны на границе с Маньчжурией…». Награжден он и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга» и «За Победу над Германией».
После войны до самой пенсии Яков Тимофеевич работал в нашем совхозе на тракторах разных марок. Его фото многие годы помещалось на Доску почета. В семейном архиве вместе с боевыми наградами ветеран хранит почетные грамоты, благодарности за нелегкий труд механизатора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *