Выставки,  Залы музея

Экспозиция «Фотоателье»

Каждая эпоха обладает собственным фотографическим наследием. Глядя на советское фотоискусство и снимки того исторического периода, люди старшего поколения испытывают ностальгические чувства, а молодые люди могут увидеть в деталях жизнь некогда исчезнувшей империи. В советский период истории нашей страны фотографы пытались создавать произведения, которые бы способствовали построению социалистического общества. Несмотря на влияние тоталитарного режима, в это время сформировалось несколько стилистических направлений в фотографии. По снимкам, сделанными различными фотографами, мы можем судить сегодня о жизни людей в Советском союзе, проникнуться духом той эпохи.

20-е годы прошлого столетия пришлись на смену общественного строя в России, вызванную октябрьским переворотом. После установления советской власти в стране огромное значение стало придаваться пропаганде идей социального равенства и справедливости. К мастерам культуры – кинематографистам, художникам, театральным режиссерам, литераторам и фотографам – теперь предъявлялись требования по созданию нового образа человека, нового быта и культуры. Перед фотографами не ставилась задача снять окружающую их действительность такой, какой она выглядела в реальности. Ведь в стране после гражданской войны царила полная разруха. Фотографы и другие деятели культуры должны были стать рупором советской власти, призывавшим молодежь к построению совершенно нового мира.

К 30-м годам в Советском союзе сформировались три отдельных направления фотоискусства, вступивших в жесткие противоречия друг с другом. Первое направление советского фотоискусства – это пикториальная или «салонная» фотография, которая пропагандировалась еще Русским фотографическим обществом в начале XX столетия. Данное направление основывалась на традициях европейской пикториальной школы.

Наконец, последнее направление фотоискусства, родившееся в 20 – 30-е годы прошлого столетия, можно назвать советским фотографическим авангардом. Это направление тесно связано с деятельность творческой группы «Октябрь» — фотообъединения «левых» фотографов, организованного в 1928 году в Москве. Представители группы «Октябрь» ставили перед собой задачу создания новых приемов динамичного видения и оригинальных форм фотографического языка. Объединение молодых фотографов воплощало в себе то новаторское начало и мощнейшую энергетику, которые наблюдались в первые послереволюционные годы.

В годы Великой Отечественной войны советские фотографы и фотокорреспонденты всецело посвятили себя делу борьбы с гитлеровской Германией. Призыву «Все для фронта, все для победы!» последовали и представители фотоискусства, направившиеся на передовую линию фронта, в самые «горячие» точки. Советские фотокорреспонденты сражались наравне с солдатами и одновременно фотографировали, создавая настоящую летопись Великой Отечественной войны. Мобильность фототехники позволяла фотографам сопровождать войсковые соединения, снимая эпизоды обороны городов и наступательные действия советской армии. Именно в этот период появился такой жанр, как советский военный фоторепортаж.

После сталинских репрессий, Великой Отечественной войны и тяжелого послевоенного периода 60-е годы в Советском союзе стали временем надежды и возрождения духа свободы. С началом 60-х годов репортажная и художественная фотосъемка начала переживать небывалый расцвет. В фотоискусстве постановочные кадры стали заменяться «чистым» репортажем, когда в объектив камеры попадали простые люди с их неприкрытыми радостями и горестями жизни. Советские фотографы в период 60 – 80-х гг. начали проявлять все больший интерес к обычному человеку, его личным переживаниям и душевному состоянию.

Фотоискусство этого периода также характеризуется всплеском интереса к новаторским экспериментам и свободному творчеству. Молодые деятели искусства стремились к тому, чтобы отказаться в своих фотоработах от излишнего пафоса, инсценировок или декларативности, что было присуще жанру советского фоторепортажа в 30-е годы. Крупные планы, необычные ракурсы, репортажные съемки без фальшивого оптимизма – именно в этот период в Советском союзе рождалась настоящая художественная фотография, в которой находилось место романтике, чувствам, иронии и юмору.

С 1969 по 1975 годы по всему миру с большим успехом прошла выставка «СССР: страна и люди в художественных фотографиях», одним из организаторов которой выступил Николай Драчинский. На выставке были представлены сотни фоторабот от самых разных советских фотографов. Поздняя советская культура, позволившая гражданам СССР быть чуть свободнее, превратила классическую репортажную фотосъемку в художественную фотографию. Советские фотографы 60 – 70-х годов уже не боялись смелых творческих экспериментов и работали в разнообразных жанрах, начиная от фотожурналистики и заканчивая экспериментальной фотографией. Именно в эти годы в советском фотоискусстве стали появляться многочисленные технические новшества, актуальными стали жанры фотографики и фотоочерка. Основным лейтмотивом нового поколения фотографов, среди которых можно отметить, например, Александра Абазы, стало стремление отразить человека и окружающую действительность не в рамках общепринятых канонов, а на основе непосредственного впечатления и творческого замысла.

Воспоминания о советской фотографии постепенно затерялись в современной России, в этих двадцати с лишним годах глянцевых журналов и свободы творчества. Однако связь эпох никогда не прерывается. На протяжении всего советского периода истории фотоискусство продолжало развиваться, изобретались новые технические приемы, появлялись новые жанры и способы отображения действительности. Снимки Александра Родченко, Аркадия Шайхета, Макса Альперта, Бориса Игнатовича и других мэтров советской фотографии дают нам сегодня уникальную возможность увидеть документальные свидетельства истории и оценить, как развивалось советское фотоискусство с течением времени.

Источник: fotokomok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *