К 75 - летию Великой Победы

ФРОНТОВЫЕ ВЕРСТЫ МЕДСЕСТРЫ

Новоплатнировский сельский округ

Маргарита Алексеевна Круглова, ветеран войны и труда из Новоплатнировской, на встрече со школьниками поделилась воспоминаниями о своей фронтовой юности. Слушали ее с неослабевающим интересом. Мы записали отдельные фрагменты той встречи.
-Училась в школе, и, как все тогдашние девчонки, постигала основы медицинского и санитарного ухода за больными и ранеными, участвовала в смотрах сандружин. Мы и не предполагали, что скоро по-настоящему придется ухаживать за ранеными. Были юны и беззаботны, пока из уличных репродукторов не услышали страшное слово «война». Получили аттестаты зрелости, и нас призвали в армию.
Оказалась в стрелковой дивизии под Тихвином, которая готовилась к новым боям с фашистами, пополнялась солдатами и офицерами. Среди медперсонала была, пожалуй, самой молоденькой. Наверное, поэтому всячески опекали доктора и командиры. Помню, вблизи нашего расположения стояла деревушка. По утрам старший политрук Зимин отправлялся в нее, приносил в бидоне молоко. Как-то проснулась и вижу: стоит в моей палатке лукошко с красной земляникой. Поинтересовалась у часового, кто угостил. «Старший политрук», — услышала. Пожилой человек, он и на войне оставался сугубо штатским, добрым и заботливым. А земляника напомнила мне маму, родной дом, счастливое детство…

В дни боев, во время передислокации наш старший политрук получил ранение. Так получилось, что именно его первого в качестве боевой медсестры я и выносила из-под обстрела. Фашисты наседали, передовая линия обороны располагалась буквально в 150 метрах, политрук ранен… Я испугалась, плачу, руки дрожат – никак не могу перевязать Зимина. Кое-как дотащила его до медпункта. И только тут на помощь мне пришел строгий старший военврач Трополев. Сам перевязал раненого политрука, а меня отослал вновь в огненное пекло… Было это пятого августа 1941 года.
-Вы же могли и погибнуть…
-И много раз. Какая-то неведомая сила всякий раз уберегала. Помню, перевязывала раненых вместе с санитаром Аюповым. За чем-то отлучилась на минуту по кювету, и вдруг за спиной слышу мощный взрыв. Вернулась назад. И что же? Прямым попаданием все бойцы, в том числе и Аюпов, погибли.
Непрерывные бои, отступления по лесу, болотам вконец вымотали солдат и командиров, не говоря о девушках-медсестрах. Для перехода через топи выделили саперов. Грязные, промокшие, мы еле двигались вперед с помощью подручных средств. Питались кониной и ягодой черникой… В Кардопоге бойцов встретили работницы банно – прачечного комбината. Никогда не забуду милых, добрых женщин. Девчонки привели себя в порядок, отдохнули…
Глубокой осенью нашу дивизию направили на московское направление…
Позже в условиях военных действий окончила курсы старших медсестер. В последующем в передвижном госпитале, а он всегда располагался вблизи передовой, лечила легкораненых. Сама получила ранение в ногу. Была награждена медалью «За боевые заслуги».
После победы над фашистской Германией нашу дивизию направили на восток, она участвовала в боях с милитаристской Японией. Помню, как в госпиталь поступали истощенные до предела монгольские солдаты. Мы старались поставить их на ноги, лечили от ран и болезней. И были они нам безмерно благодарны.
На передовой, как бы ни было трудно и опасно, думали только об одном, как бы облегчить страдания раненых, вселить им веру в быстрое выздоровление. И это давалось нелегко.
На снимке: Маргарита Алексеевна Круглова.
Фото из семейного архива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *