Экскурсии и мероприятия

Первый российский общедоступный музей

Кунсткамера (от нем. Kunstkammer — кабинет редкостей) — в прошлом название различных коллекций редкостей.
Пётр I, много ездивший по Европе во время «великого посольства» в 1697—1698 годах, обратил внимание на то, что при многих королевских и княжеских дворах есть так называемые кунсткамеры — залы, где выставлены коллекции всяческих редкостей. Пётр решил взять с европейцев пример и в 1714 г. основал в Петербурге свою Кунсткамеру — первый российский общедоступный музей. Первооснову его составила однажды увиденная коллекция препарированных и забальзамированных органов искусного голландского анатома Ф. Рюйша, которую Петр, не задумываясь, приобрел за очень большие деньги.
Петр Великий приложил массу усилий, чтобы коллекции музея пополнялись.
Так, например, он издал указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Кунсткамера становилась собранием разнообразных диковинок. Там были и чучела птиц и рыб, и коллекции разных камней и минералов, и образцы народных костюмов, и старинные вещи, и даже… живые экспонаты — великаны, карлики и прочие уродцы.
Для разрастающегося музея по велению Петра в 1718 году на Васильевском острове началось возведение специального здания, которое закончилось уже после смерти императора в 1734 году. В нём этот старейший российский музей размещается и сегодня.
В Кунсткамере работал Михаил Васильевич Ломоносов, он выполнял задание по созданию Каталога экспонатов одного из кабинетов Кунсткамеры – Минерального, для систематизации хранящихся там минералов и окаменелостей.
В настоящее время Кунсткамера – это Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН.
Многим людям этот музей известен только по коллекции анатомических редкостей и аномалий.
Но помимо этого, в его фондах содержатся тысячи экспонатов, рассказывающих о многообразном культурно-историческом развитии многочисленных народов Африки, Америки, Индии и Китая, Монголии и Индонезии, Ближнего и Среднего Востока.
Теперь это не только музей, но и научный институт мирового значения.
В учреждении ведётся большая исследовательская работа.
Так, например, иероглифическую письменность племени майя, долгое время не поддающуюся расшифровке, впервые удалось прочитать научному сотруднику именно данного музея – Юрию Валентиновичу Кнорозову.
В музее можно познакомиться с экспонатами, за каждым из которых — необычайно интересная история.
Вот, например, барабан в зале Африки. Технологии связи у каждого народа свои. Кто-то привык к телефону, интернету, телеграфу или почте… А многие народы Африки до наших дней используют для передачи информации барабаны, сопровождая их звуками все важные события в своей жизни и сообщая новости на большие расстояния. Одни барабаны подбадривают работников в поле, звуки других говорят о начале войны, третьи — наводят ужас на непосвященных.
Или ещё один экспонат, Большой Готторпский (академический) глобус-планетарий — первый и некогда самый большой в мире глобус-планетарий, диаметром 3,1 метра, весом 3,5 тонн, памятник науки и техники. Во внутреннее пространство этого глобуса можно было зайти, и, сидя на скамейке, вмещающей 12 человек, за круглым столом наблюдать проплывающее со всех сторон внутренней сферы звездное небо. Ведь глобус еще и вращался вокруг своей оси! Этот диковинный глобус был подарен Петру Первому в 1713 году. Три года по морям, по суше, по прорубленным в лесных чащах просекам побирался глобус в Санкт- Петербург. К огромному сожалению, тот первый экземпляр глобуса был уничтожен пожаром 1747 года. Восстановление глобуса продолжалось до конца XVIII века. В 1901 году он был перевезен на хранение в Царское село. Но в 1941 году из оккупированного немцами Царского села глобус отправили в виде трофея на территорию Германии. После Второй мировой войны глобус по договоренности сторон был возвращен в Россию.
В 1719 году Петр издал Указ о том, что коллекции Кунсткамеры могут быть доступны для осмотра.
Замечательно, что Пётр постановил не взимать платы с посетителей музея, а, напротив, их в Кунсткамере ещё и угощали «на иноземный манер» кофе и цукербродами (пирожными). «Следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», — считал император.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *