САМЫЙ ЮНЫЙ ИЛЛЮСТРАТОР ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА (НАДЯ РУШЕВА)
Произведения Александра Сергеевича Пушкина иллюстрировали многие известные художники. Самым первым иллюстратором своих произведений стал сам поэт.
В печатных изданиях и интернет-публикациях можно найти много информации об иллюстраторах творчества Пушкина. Но среди этих перечней почти не встретишь имени Нади Рушевой, самой юной художницы.
О Наде Рушевой я и мои одноклассники узнали на уроке литературы от нашей учительницы – Дудиной Лилии Александровны. И хотя с момента окончания школы прошло более 20 лет, имя Нади Рушевой прочно врезалось в мою память.
Надежда (Найдан) Рушева родилась в Улан-Баторе (столица Монголии) 31 января 1952 года в семье советского художника Николая Константиновича Рушева и первой тувинской балерины Натальи Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Летом 1952 года семья переехала в Москву.
Родители Нади познакомились в августе 1945 года, когда Николай Рушев, живший в Москве, приехал в Туву в командировку.
Надя начала рисовать с пяти лет, причём никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина за то время, пока отец читал эту сказку вслух.
Среди работ Нади Рушевой — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова, Антуана де Сент-Экзюпери. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов.
Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 тыс. восхитительных рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок.
Самые известные рисунки Нади – это серия иллюстраций к сказке «Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.
Другие известные циклы Нади Рушевой – «Автопортреты», «Балет», «Война и мир» и др.
Девочка никогда не делала эскизов, почти не использовала ластик, всегда рисовала с первой попытки, набело. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.
Надя почти не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец решил не учить Надю рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади – её удивительное воображение.
В 1963 году её рисунки были напечатаны в газете «Пионерская правда».
В мае 1964 года состоялась первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (когда Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет.
В ноябре 1973 года в Ульяновском областном художественном музее состоялась выставка более 200 работ юной художницы.
За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков.
В последнем телевизионном интервью Надя рассказывала: «Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время – рисовала то, что в данный момент чувствую… Потом, когда сама научилась читать, делала уже к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», к «Евгению Онегину»…»
«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», — писал Ираклий Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана». Этот же вывод делали и простые зрители, и искусствоведы.
Наде пророчили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.
В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках документального фильма.
5 марта 1969 года, на следующий день после возвращения домой, Надя позавтракала и начала собираться в школу. Отец, находившийся в другой комнате, вдруг услышал вскрик и звук падения из прихожей. Надя потеряла сознание. Её увезли в больницу, где она умерла, не приходя в себя. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.
Похоронили Надю Рушеву на Покровском кладбище в Москве. На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок».
В 1975 году рядом с дочерью был похоронен отец Никлай Константинович, в 2015 году – мама Наталья Дойдаловна.
Многие Надины рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве.
Как недолгий, но яркий фонарик,
Как зимою дыханье тепла,
Эта девочка — грустный очкарик —
Между нами однажды прошла.
Каждый штрих, словно ласточка детства,
Все по-пушкински — сразу ясней…
А потом с перехваченным сердцем
Я смотрел кинокадры о ней.
…Вот улыбка… Знакомые строфы…
Но я прутик забыть не могу,
Выводивший курчавый профиль
На весёлом лицейском снегу. (Макс Дахие)
Список опубликованных фотографий и рисунков:
1.Юный поэт и дама его мечты.
2. Надя Рушева.
3. Царь Дадон и Шамаханская царица.
4. На руках у Надежды Осиповны
5. Саша Пушкин с сестрой
6. Пушкин и Анна Керн
7. Ольга и Татьяна
8. Читающий Пушкин
9. Наталья Гончарова
10. Умирающий Пушкин