К 75 - летию Великой Победы

Осталась одна Таня…

Ленинградская девочка Таня Савичева стала известна на весь мир благодаря своему дневнику.
Она вела его в 1941 – 1942 гг. во время блокады Ленинграда. Таня Савичева была восьмым и самым младшим ребенком в своей большой семье. Отец и трое детей Савичевых умерли ещё до войны. В мае 1941 года Таня Савичева закончила 3 класс, они жили на Васильевском острове…
Первой в семье Савичевых умерла сестра Женя. Вероятно, чтобы не забыть дату смерти Жени, Таня решила её записать и взяла записную книжку Нины, которую той подарил когда-то Леонид. Половину книжки Нина в своё время превратила в справочник чертёжника-конструктора. Другая половина книжки, с алфавитом, оставалась чистой, и Таня решила писать на ней. На странице под буквой «Ж» она сделаа первую запись. Затем умерла бабушка. Следующим – брат Леонид. Затем не стало братьев отца Тани – дяди Васи и дяди Леши. 13 мая 1942 умерла мама девочки Мария Савичева. Тогда же Таня оставила в своем дневнике три последних записи – «Савичевы умерли», «Умерли все», «Осталась одна Таня».
Девочка не знала о том, что брат Миша и сестра Нина выжили.
Оставшись одной в большой комнате коммунальной квартиры на Васильевском острове, измождённая девочка отправилась к своей дальней родственнице Евдокии Арсеньевой. Женщина взяла опекунство над Таней и перевезла к себе многие вещи Савичевых. Однако тётя работала на заводе по полторы смены без отдыха и Таня по-прежнему находилась одна, страдала от дистрофии и была так ослаблена, что в мае дрожала и куталась в зимнюю одежду. Евдокия Арсеньева сняла с себя право опеки, чтобы Таню смогли отправить в эвакуацию. Она определила Таню в детский дом № 48 Смольнинского района, который готовился тогда к эвакуации в Горьковскую (сейчас Нижегородская) область. В августе 1942 года по Дороге жизни, через Ладогу, под бомбёжками, в числе 125 детей, Таня прибыла в посёлок Шатки, где их отправили в расположенный неподалёку от Шатков посёлок Красный Бор.
Там их разместили в одном из зданий средней школы, где они должны были пройти 2-недельный карантин. Несмотря на нехватку продуктов и медикаментов, местные жители смогли выходить маленьких ленинградцев. Как видно из «акта обследования условий жизни», все 125 воспитанников были физически истощены, но инфекционных насчитывалось лишь пятеро. Один страдал от стоматита, трое болели чесоткой, единственным туберкулёзным больным оказалась Таня Савичева.
Она была настолько слаба, что в марте 1944-го её пришлось направить в дом инвалидов в селе Понетаевка, в 25 километрах от Красного Бора. Однако и там состояние не улучшилось. Таня оставалась самым тяжёлым больным, поэтому в конце мая её перевели в инфекционное отделение Шатковской районной больницы, где за ней до последнего дня ухаживала санитарка Анна Михайловна Журкина. Прогрессирующие дистрофия, цинга, нервное истощение, да ещё костный туберкулёз, который мучил с раннего детства, окончательно подорвали её здоровье. Из всего прибывшего детского дома № 48 не удалось спасти только Таню. Ей часто досаждали головные боли, а незадолго до смерти поразила слепота. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в 14 с половиной лет от туберкулёза кишечника. Похоронили её санитарка и больничный конюх…
Сестра Нина, вернувшись из эвакуации, нашла свою записную книжку, а став листать её, увидела страшную летопись.
А ещё через какое-то время Нина случайно познакомилась с майором Львом Раковым, учёным секретарём Эрмитажа. Именно он, прочитав записи маленькой девочки, понял, что их место в музее, и уговорил Нину отдать святую для неё вещь.

На фото:
1.Таня Савичева
2.Памятник ленинградским детям. Сколько их погибло во время блокады…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *